Разработка концепции РФ

Задача Движения - собрать с помощью сети Интернет адекватных и ответственных русскоговорящих людей, разработать вместе с ними программу развития Российской Федерации и сформировать из них новое государство - от районного до федерального уровней .
И впредь больше никогда не оставлять этих хороших людей во власти без нашего пристального гражданского внимания и контроля.

среда, 21 января 2015 г.

Что может предложить миру пост-имперская, пост-армейская Россия?

Данная работа возникла как ответная реакция на цикл статей украинского философа Сергея Дацюка. Наиболее остро вызовы автора прозвучали в статье "Агония России" http://blogs.pravda.com.ua/authors/datsuk/5465dd602de4a/

Текст будет писаться и складываться ("сшиваться") в единое целое поэтапно - путём переноса текстовых "кирпичиков" из комментариев Фейсбука. Черновик текста будет многажды чиститься, шлифоваться, абзацы переставляться местами, пока не получится что-то внятное и вменяемое и т.д. 

Универсалисткие, общепланетарные принципы, которые могли бы стать индивидуальными, самоутвержденческими "фишками" новой России 21 века:

1. Проектная личностная самореализация как новый "геном" всего российского социума.

Каждый день ты не просто ходишь на работу, в школу, в детский сад. Все эти действия обретают совершенно новый смысл. Каждый день ты просыпаешься, чтобы доделывать и начинать заново систему проектов - учебных, профессиональных, коммерческих, игровых, конструкторских, инженерных, управленческих, гражданских, любовных, семейных и т.д. на работе, в школе, в университете, в фирме, в детском саду, в собственном доме и т.д.

Проект превыше денег. Деньги на почётном втором месте. Хороший проект всегда выстреливает деньгами - не стремись к деньгам, а делай хороший проект и деньги сами обрушатся на тебя. Ровно столько, сколько тебе нужно. Это очень хорошее позиционирование по отношению к Штатам и Западу, причём мирное и не чванливое позиционирование.

Позиционирование, которое вызовет и ответное уважение Штатов и Запада. Проектность сама по себе может стать "увлекающим самодвижением", "огнём в глазах", источником драйва и необыкновенной энергетики. А деньги сами "притягиваются" к хорошему проекту как маркер и индикатор успешности.

Это примерно то, о чём пишет Сергей - мотивация нестяжательства, экономика дарения. Эти явления уже начали "колоситься" во всём продвинутом мире - передовая "проектно-сетевая" западная молодёжь перестаёт ценить "вещное самоутверждение", живёт очень скромно и аскетично с бытовой, вещной точки зрения, но "отрывается" по полной программе в роскоши творчества и роскоши общения, личного самоутверждения. Которое, кстати, попутно приносит им немалые деньги.

В этих явлениях нового "проектного капитализма" мы видим осуществляющуюся мечту "марксистов" о труде как "свободной игре физических и интеллектуальных сил" человека, непривязанных к удовлетворению его базовых потребностей в еде, тепле, одежде, "крыше над головой".

Почему бы России не сделать этот этот "ильенковский неомарксизм" - живой и мощный по духу, рождённый в творчестве "шестидесятников" одной из своих "национальных фишек" в международном разделении умственного труда? Тем более что наработанный целый пласт "культуры оттепели" у неё для этого есть.

Надо только перестать, как подростки комплексовать и стыдится своего недавнего "марксисткого прошлого" - в живом ильенковском "диалектизме" по-прежнему заключён огромный креативный и очень практичный потенциал, который нужно развивать дальше.


2. Поместный "хуторской" урбанизм. У России огромные неухоженные и заросшие территории. Дайте каждому человеку гектар, а в тайге - квадратный километр - в абсолютное и бесконечное частное владение. Человек преображается, когда становится собственником.


Этот поместный, "сетевой", дистантный образ жизни волнует весь мир. И весь мир к этому идёт - пусть Россия не тащится в хвосте этого тренда, а немного опережает его, задаёт новые стандарты, смело экспериментирует на этой "почве".

Очень неплохие статьи на эту тему недавно написали, например, и Дмитрий Глуховский и украинская американка Татьяна Ворожко Эти идеи уже давно витают в воздухе во всём мире.



3. Эстетический, поэтический, романтический материализм вместо религий.

"Красота спасёт мир" - это не пустая фраза. Восприятие всего мира как Целого безо всяких фантасмагорических "человекоподобных существ". "'Эстетический материализм", восприятие Божественного как органической части бытия - весь мир к этому интуивно идёт, отряхивая со своих ног детские кальсончики традиционных конфессий и доктрин.

Россия вполне обладает креативным интеллектуальным потенциалом, чтобы развивать такую новую "философию жизни", "онтологию Вселенной". Это тоже позволит ей красиво и благопристойно позиционировать себя на планете. Жизнерадостные и осмысленные люди-атеисты, преклоняющиеся и благоговеющие перед Красотой, гармонией и разумностью Вселенной. Которым абсолютно не нужен какой-то "загробный" строгий отец-начальник с плетью и с пряником, чтобы лучиться светлой энергией.

Это как раз близко к тому о чём пишет Сергей, говоря о "прокладывание новой виртуальной, ксенуальной, экстраверсумной и космической трансценденции поверх традиций и теологий".

Традиционная христианская религиозность не укорена в умном и творческом русском человеке (недоразвитое суеверное народонаселение мы в расчёт не берём - это суррогат религии, бытовое суеверное "мракобесие").

Зачем напяливать на себя несвойственные русской "языческой" и материалистической традиции маски "христианства"? Нужно по-другому прожить свой Ренессанс, Реформацию и Просвещение - через создание своего "эстетического, одухотворённого космизма (материализма)" в духе Фейербаха и Вернадского.
 


4. "Виртуальность", "фейсбучность", "ноосферичность", "облачность" организации всей жизни. 

Пусть даже люди в одном поселении не собираются на общие офф-лайн собрания в душных помещения и не вдыхают испарения друг друга, а решают все вопросы в отсроченном-дистантном порядке - в режиме онлайн.

У онлайна огромные энергетические и проектные потенциалы - это эффективнейшее сочетание индивидуальной сверхконцентрации, продуктивной тишины и контекстного удалённого, напряжённого, "духовно-идеального" общения, очищенного от лишнего шума "чувственности".

Это тоже мировая тенденция, зачем повторять то, как у "них", если можно сделать на полшага вперёд.

Пусть наши 1850 районных Глав управляют страной, публикуют свои проекты, мониторят их целиком по сети, с помощью компьютеров. Пусть Россия станет одной из самых "виртуализированных" и "сетевых" стран.

В хуторском и "размазанном" по огромной территории способе расселения - это очень удобное и комфортное решение. Там, где самое важное - биение мысли, там не обязательно видеть рожи и нюхать испарения подмышек друг друга в реале. Смотрите на экран - это ничем не хуже виртуальности бумажной книги и созерцания туловищ друг друга в реале.



5. Неубиваемое качество и безотказность продукции.

Пусть наши промышленные изделия будут немного более тяжеловатыми, менее элегантными - пусть в них будет своя "северная таёжная дубовая элегантность", как у шведов или финнов. Пусть они стоят чуть подороже, чем китайское - небольшие серии и полуавтомачическая, а где-то и ручная сборка. Как военные самолёты "Сушки". Но пусть они будут ВЕЧНЫМИ, как чугуниевая дореволюционная машинка "Зингер". Пусть термин русское качество обретёт новый смысл - тут даже и стараться особо не нужно. Уже есть сложившийся фундамент такого "русского подхода" на примере военной сферы. Просто, надёжно, почти бесконечно, как автомат (простите) Калашникова.

Пусть эта жизнерадостная, мягкая, доброжелательная и самоироничная брутальность будет визитной карточной новой России. Выдумывать принципиально нового тут даже ничего не надо - лишь грамотно "перепозиционировать" и довести до ума уже имеющееся.

 

6. Повышенная антропологичность, психологичность всей жизни. Новая "диалектика". 

Человек и его индивидуальность, его "дар", его "миссия" - это главнейшее, вокруг чего вращается весь социум.

Пусть русские "помешаются" на поиске "самих себя", своей подлинности, своего основного "кайфа" от жизни, своего любимого занятия, "проекта жизни" (= подвижной иерархии любимых проектов). Тогда никакой алкоголь и кокаин не понадобится.

Психологичности и фиксации на внутреннем мире тоже русским не занимать - этим уже прославилась когда-то русская литература. Во всём мире растёт спрос на высокооплачиваемых "тьюторов" - людей-педагогов, которые помогают каждому ребёнку "найти себя", обрести своё подлинное "любимое дело", обнаружить свой дар.


Пусть русские экспериментируют на себе - индивидуально и в сетевых группах - как психологические явления превращать в свои противоположности - энергию страха переводить в энергию симпатии и дружелюбия, энергию застенчивости - в энергию хорошей весёлой наглости, энергию гнева и зависти - в энергию соревнования и дерзкого вызова.

На этой основе может вырасти очень яркая плеяда новых гуманистических русских философов и антропологов, психотехников и "фасилитаторов-вдохновителей", которыми увлечётся весь мир.

Здесь уже есть отличная диалектическая, диалогическая, предметно-деятельностная традиция, идущая от Выготского, Бахтина, Ильенкова, которая вполне может составлять серьёзную конкуренцию "плоскому" западному позитивизму.

Немаловажной тут может быть и концепция ИЗБЫТОЧНОГО человека с сверхнормативной, инициативной активностью, которая была детально проработана одним из блестящих "философских антропологов" ХХ века Раджнишем Ошо.



7. Районная конфедерация как новый тип "государственности".

Такого нигде нет в мире, хотя и есть везде - это тот же самый принцип "муниципального самоуправления" - только доведённый до логического, "предельного" завершения. Сколько можно трусить и комплексовать? Ну обожглись на "коммунизме", ну лоханулись не по-детски. И теперь что - в страхе, стыдливости и отчаянии сидеть на задворках цивилизации, боясь проявить хоть что-то оригинальное и самостоятельное?


Копируя всё как у других - мы копируем форму, а не содержание. Может пора всё-таки вкладывать общемировое содержание в свои, чуть более продвинутые и работающие на опережение формы? Районный принцип - это тенденция всего мира. Опять потом будем кусать локти "вот мы, как всегда, первые придумали, но испугались внедрить у себя. Внедрили сначала "они", а теперь мы - в последнюю очередь".

В районном типе организации государства решается вопрос и с акционированием собственности (о своих тайных замыслах о собственности обещал нам рассказать профессор Андрей Зубов), и с налогами, и пенсиями, и с медициной, и образованием, и с экологией, и с "чувством хозяина страны" - разумно и гармонично решается масса вопросов, которые зашли в тупик при "столично-вертикальной" организации "государства".

Районной Стране не нужна столица как таковая - "столицей" ХХI века становится сетевое, идеально-платоновское, мыслительное и коммуникативное пространство.


8. Аэрокосмичность новой российской "цивилизации".

Тема "транскосмизма", "неокосмизма", тема смещения "смыслообразующего" центрального праздника России с 9 мая на 12 апреля - День Космонавтики может вырасти в некий новый цивизационный код, в целостную оригинальную "летающую культуру" - FlyCulturе.


Русские могут начать идентифицировать себя как "земляне", как "летающие люди", ФлайПиплз, FlyPeoples. В этом есть красивый вызов планетарной культуре и традиционным способам самоидентификации "народностей".

Пусть на вопрос принадлежности они отвечают "Я - землянин", а потом с лукавой улыбкой уточняют "русский землянин". Пусть корневым, базовым, идентификационным существительным будет слово zemlianin - даже можно его продвигать в англоязычной "транскрипции", как и слова sputnik, perestroika. Пусть для русских слово "русский" станет только определением, только попутным прилагательным, а не существительным. Пусть центр их самоопределения будет в "землянстве" и пусть будут "американские земляне", "французские земляне" и т.д.

"Летающие люди" не только в прямом, но и переносном смысле - как летающие душой, люди в постоянном "проектном фантазийно-креативном поиске", в состоянии невесомости от счастья захватывающего проектного творчества.

Слегка "звезданутые" люди "не совсем от мира сего" - тут русским особо и стараться, по-моему, не надо. Нужно только очистить себя от маргинальной зверинности, уголовщины, надутой псевдо-маскулинности-брутальности и прочей циничной ЗАЩИТНОЙ подростковой пошлятины. Научиться быть пьяными без вина - от наркотика творчества и комплиментов. Летающими на "крыльях замысла".

В прямом смысле "летающие люди" - это и космические ракеты, которые пока вроде не совсем разучились делать, и одна из лучших в мире авиаций (доведём её до ума, чтоб больше не опозориться как с Суперджетами), и малая авиация - для таких расстояний это просто вынужденная необходимость.


Целое направление может быть связано с гибридными дирижабле-экранолётами. Школа "экранолётства" возникла в России в одной из первых стран - и до сих пор ещё потенциально теплится. Такие материалы как ГРАФЕН - прочнее в 200 раз стали и не пропускающие молекулы гелия - это идеальный материал для новой низковысотной планирующей "авиации".

Я уже писал в ветке у Сандера, что настоящим прорывом могут стать транспортные устройства, когда двигатель-колесо "катится" по земле и тащит собой такой лёгкий гибридный экранолёт. Подобно тому как бегущий ребёнок тащит за собой воздушный шарик или воздушного змея. Могут быть трассы на базе лёгкого монорельса, когда электрическая тележка на монорельсе тянет за собой такой графеновый экранолёт. Это вполне может стать неким брендом новой страны, стремительно поднимающейся из катастрофической цивилизационной разрухи.

Русские "земляне" могут задать некую новую моду в молодёжной музыке, найдя интересные "космические стили" музыки. Могут продвигать во всём мире стилизованную ОДЕЖДУ в стиле лётчиков-истребителей и в стиле КОСМО - с множеством всевозможных карманчиков и встроенных "умных гаджетов".

Тут вырисовывается целое ПОЛЕ для творчества и создания системы узнаваемых национальных БРЕНДОВ на космическо-авиационную тематику. Причём с многочисленными культурными смыслами и метафорическими подтекстами.

Пусть центр тяжести национальной "системообразующей мифологии" (в хорошем смысле) будет смещён с Дня победы на День КОСМОНАВТИКИ 12 апреля.

День победы пусть будет - только о нём не надо кричать, дуть в трубы, играть бравурные марши, бряцать гусеницами танков о брусчатку - пусть это будет День Скорби по погибшим, это не должен быть праздник в полном смысле этого слова. Это должен быть день тишины, а не салютов. Праздник - это что-то радостное, а тут радоваться нечему - убили так бездарно и жестоко столько собственных людей. Стыд и позор для России эта война с палачом во главе. Скорее внутреннее горькое поражение, чем победа.

А вот День Космонавтики, действительно, можно превратить в хороший светлый осмысленный духоподъёмный, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ праздник. Это настоящая Победа над земным притяжением, прорыв в будущее. Вот тут могут быть и салюты, и новые традиции запускания каких-нибудь маленьких "ракеток" (типа петард) вместе с детьми. Пусть дети рисуют космические корабли с улыбающимися рожицами внутри, чем зелёные танки. И космическую мирную отрасль тоже придётся поднимать вместе с Украиной, Илоном Маском из Теслы, и Сергеем Брином из Гугла.

Тут и новым российским духоподъёмным ГИМНОМ вполне может стать песня "Землян", а новым графическим символом на флаге-триколоре (вместо убогого двухголового имперского орла-мутанта) стилизованное изображение изображение орбитальной станции "Мир" (или орбитального модуля "Союз") с распростёртыми крыльями солнечных батарей. 



9. Личность-Коллектив - новая "культурологическая" трактовка.

Личностность, "персонализм" нового российского социума можно и нужно противопоставить убого-примитивному, архаичному представлению о "коллективности" и "народе". Личность - это базовая системообразующая "клеточка" нового российского социума.

"Дурная коллективность", быдлоколлективность, псевдообщинность,
нерасчленённое, толпообразное, аморфное сборище "жителей", "простых людей". - это очень удобная опора манипуляторов из власти во все времена.
 
Особенно после последнего массового "имперского психоза" населения на почве украинского Майдана и российско-украинской войны остро встаёт вопрос о принципиальном и инновационном преобразовании самого понятия "народ". Народ - это не сборище атомизированных маргиналов, "простых людей", составляющих толпу. Подлинный народ - это психологические зрелые, ярко индивидуализированные, обособленные и независимые друг от друга, проектно самореализованные личности, вступившие в ансамбль многообразных (подчас противоречивых) взаимосвязей между собой.


Основа "коллектива" - это личность. Нет яркой, развитой, индивидуальной личности - нет никакого коллектива. Базовой единицей общества может быть только "кулак", "единоличник", "хуторянин", автономный и самодостаточный субъект. Только экономически и проектно-идейно независимые друг от друга личности могут создавать подлинные "коллективы". В отличие от нерасчленённых примитивных сообществ "вынужденной коллективности" типа "армейских отрядов", "тюремных сообществ" и криминальных банд.

Соотношение личности и коллектива можно метафорично описать на примере обычного "лесного биоценоза", когда разные по масштабам и проектным способностям личности "прорастают" друг в друга и в процессе взаимной помощи-конкуренции создают общий "цветущий оазис". Оазис совместных разномасштабных проектов вместо голой каменистой пустыни с раскиданными по ней "семенами личности" - недоличностями, социальными индивидами, полулюдьми-полуживотными.

В таком живом "социальном биоценозе" находится осмысленное место и для корабельной сосны, и для скромной полевой ромашки, и для травинки, и для деревца. Каждая личность в этом дружественно-соревнующемся ареале растёт до тех максимальных масштабов, до которых она способна дорасти, чтобы реализовать свой "талант", своё "предназначение", свою "миссию", свой центральный "жизненный проект".


Диалектика понимания "коллективности" грубо нарушена в России на базовом уровне "коллективного бессознательного" - сначала превознесением некоей "крестьянской общинности", пресловутой "соборности", а затем фальшивым и декларативным "коллективизмом советского народа".




10. Концепт единой развивающейся "творческой самодеятельности" с тремя "вечными" (до самой смерти человека) составляющими - игра-учение-труд.
 

1. Общее описание. Нормальная пост-имперская Россия может предложить всему миру одну из относительно оригинальных, необычных, и одновременно, эффективных с точки зрения "практической антропологии" систем ОБРАЗОВАНИЯ, органично переходящую в модернизированную систему проектного профессионального труда.

В так называемой "советской психологии", несмотря на всю её "кривизну" и явные натяжки под господствующую идеологию накоплен совершенно уникальный потенциал идей, который может "выстрелить" в новом синтезе и в новом переосмыслении.

Одним из косяков "советской" и мировой педагогики и психологии была и во многом остаётся механическая связка между тремя основными этапами развития ребёнка - игра, учение и реальный труд. Якобы одно сменяет другое, а после смены одной "ведущей деятельности" на другую, предыдущая "умирает". В соответствии с этим концептом выстроены почти все мировые образовательные системы.

Вместе с тем элементарный разум жизни говорит, что игровой, драйвовый, "дразняще"-соревновательный момент и постоянное самообучение сохраняются в человеке на всю жизнь. Мало того - это является условием успешности и полноценности его профессиональной деятельности. Если профессионал перестаёт играть и обучаться - он превращается в пустого резонёра, паразитирующего на инерции своих прошлых достижений.

Вытеснение игры из мировой школы приводит к игровому сумасшествию в виде повального увлечения "компьютерными играми". Если вы что-то подавили - оно выскочит в виде навязчивого и ненормального интереса в другом месте. То, что вы отобрали у нормального человека - он компенсирует другим способом - скорее всего уродливым.

И игра, и обучение, и созидательный труд - это лишь грани, частичные проявления, стороны и ЭТАПЫ становления единой проектно-креативной осмысленной человеческой деятельности.

В игре ребёнок учится ставить "конечную идеальную цель", порождать Замысел, "образ должного" и позитивно связывать самоощущение себя, свою самооценку с этим проектным игровым образом.

Игра по сути отвечает за мотивацию. Нет игры в составе деятельности - мотивация становится вынужденной, навязанной извне, насильной, внешней. Человеку приходится показывать фантики денег, чтобы воодушевить его. Или грозить ремнём и лишением сладкого.


В учении должен происходить тот же процесс "проектного самодвижения", что и в игре. Маленький человечек просыпается с мыслью о продолжении вчерашнего учебного проекта, которым захвачена вся его осмысленная и энергичная жизнь. Сейчас же обучение настолько изуродовано, подавлено, что превращается в "отчуждённую", "отвратительную", формально-исполнительскую, механическую рутину - без внутренней страсти и без саморазвивающейся "скользящей" проектной мотивации.

Если в игре начинающая личность учится ставить "конечные цели" - даже самые фантастические - и понарошку их успешно реализовать (в игре практический результат не важен, игрока наполняет смыслом сам процесс и переживание своей успешной роли в достижении "игровой цели") - то в учении впервые появляется потребность привязывать свои фантастические замыслы-"эйдосы" к непокорной реальности, которая подчиняется своим законам, своей объективной логике.

И наконец, в труде человек учится практически материализовывать "идеальные", "виртуальные" образы своих замыслов, учитывая научно (с помощью знаний) "сопротивление материи", учитывая реальную природу вещей.


Нормальный высокоэфективный профессиональный труд ХХI века с высоким внутренним КПД может быть выстроен только как "трудовая проектная самодеятельность". Мотивационно он очень похож на игру, иформационно - на самообучение и взаимообучение, а организационно - на индивидуально-коллективную добровольную самоорганизацию.

Грубо говоря, "на фирме" у тебя нет страха, что на тебя наорёт начальник и лишит премии - у тебя есть "внутренняя ответственность", "стыд", нежелание подвести своих коллег по реализации совместного проекта. Если ты не выполнил или плохо выполнил свой "кусок" работы в нужный срок - тебе просто очень стыдно перед твоими партнёрами и коллегами. И ты готов искупить вину путём небольшого "аврала", готов сам отказаться от части денежного вознаграждения и т.д.


2. Возможная структура новой системы образования. В соответствии с этим концептом триединой креативности человека (игровое, учебно-исследовательское и реализаторское начало) может выстроена и новая инновационная система образования:

1 этап от 6 до 10 лет - исследование и познание может быть включено в осмысленн
ую Большую Игру в виде игровых "полётов-путешествий" в разные сферы знания и деятельности. С учётом "аэрокосмичной национальной фишки" такое обучение может выглядеть так.


Почему класс для детей обычной начальной школы (6-10 лет) обязательно должен быть в виде помещения с партами-столами и с большой доской-экраном? Потому что это нужно в первую очередь взрослым - ВИДЕТЬ всех детей, КОНТРОЛИРОВАТЬ их перемещение, "как бы чего не вышло".

Давайте по-другому используем эту полупустую коробку обычного класса. Дети кайфуют от маленьких уютных пространств типа кабинок, отсеков, "домиков", где может уместится одна команда из 4-5-6 человек. Как правило,друзей. Любой класс всегда естественно разбивается на несколько таких дружеских группок.

Давайте заполним этот пустой параллелепипед класса конструкцией подобной игровому лабиринту для детей, каковые мы наблюдаем во многих торговых центрах. Давайте сделаем для них игровую модель полуфантастической ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ в натуральную величину. У каждой команды будет свой уютный "отсек-корабль", мягкий, безопасный, с множеством всяких отверстий, люков, переходов между "состыкованными кораблями". Если в классе 20-25 человек - это 4-5 "кают-компаний".

Давайте нашпигуем и разукрасим их стены красивыми, впечатляющими, условными и действующими аксессуарами - и в духе голливудских фильмов, и с дизайном модулей "Союз". Благо игровые ДЖОЙСТИКИ (=пульты управления), планшеты, большие плоские экраны - это всё стало привычной и отнюдь не фантастической бытовухой.

Пусть учитель выполняет только функцию Начальника Центра Управления Полётов как Королёв - и вообще не находится в классе. Масса мелких портативных копеечных микрокамер-глазков даст ему полную картину происходящего во всех отсеках мега-корабля. А по селекторной громкой связи в игровой форме, если нужно, он сам даст нужные "приказы" и поставит "задачи".

Функцию помощников учителя (командиров экипажей) пусть выполняют ребята-шефы постарше - из средней школы. Когда учишь других - лучше сам начинаешь в чём-то разбираться.

Внутренние планшеты-"айпады" персональные на каждого ребёнка и большие лобовые стёкла - это наши видео-панели, на которые пойдёт картинка.

Все программы по различным предметам - это Полёты. Раз уж мы "летающие люди" ("русские земляне") и вместо звонка с урока у нас мелодичный позывной - музыкальная фраза нового национального Гимна "И снится нам не рокот космодрома...", то все программы у нас Полёты - в Астрономию, в Географию, в Историю, в Биологию, в Физику микромира и т.д.

Полетели в Астрономию - пролетаем Марс, Сатурн - отвечаем на вопросы, решаем познавательные игровые задачи, которые нам сообщает бортовой компьютер. Успеваем заодно пострелять в гигантских пауков на неизвестной планете! Это обычная компьютерная трёхмерная игра. Урок Географии - летим на своих супер-кораблях в другие страны Земли, в пустыни, в джунгли. Биология - погружаемся на дно моря или разглядываем льва в саване, обсуждаем его образ жизни и привычки. Попутно дразним его. Пусть будет элемент озорства и творчества, расслабленности и азарта.

История - полетели на машине времени. Если влетели в страну Майя или в древний Египет - обсуждаем все события, которые видим через лобовые иллюминаторы. Решаем нестандартные задачи, головоломки, "в лёгкую" усваиваем массу наглядно-зрительного исторического материала. И так далее вплоть до путешествия внутрь живой клетки или внутрь атома.

Перемена - это просто подвижная игра внутри и снаружи этого орбитального суперкосмического комплекса. Несколько детей становятся космическими пауками - остальные от них с визгом убегают. Физическая нагрузка на уровне тренировки гимнаста-акробата.

Стоить всё это не может дорого - ничего там такого запредельного нет - фанера, брус, поролон, пластиковая ткань, плёнки с печатью, вентиляция, светодиодное освещение каждого отсека, электронная оснастка. Но из такой начальной школы вы детей за уши не вытащите, а к 10 годам такие "космопилоты" несомненно превзойдут многих нынешних выпускников школы или вузов по качеству и осмысленности знаний. Каждый пилот пусть обклеит свой закуток в отсеке любимыми стикерами, обживёт, индивидуализирует его.


2 этап с 10 до 15 лет - активная работа подростков с игровыми моделями, которые ставят новые познавательные задачи. Например, мотивом является игровое соревнование радиоуправляемых моделей - ради этого проектной командой друзей перелопачиваются горы исследовательского и научного материала. Если ты не будешь знать, как и почему это работает - ты не победишь в соревновательной игре.
 


3 этап с 15 до 20 лет - это начало активной полу-профессиональной деятельности с полноценными объектами, материализация замыслов с помощью трудовых навыков. Формирование полу-профессиональных предпринимательских команд, выходящих в "большой мир" с новыми экспериментальными продуктами и креативными бизнес-идеями уже во время "обучения".

Элемент игры здесь сохраняется как конкуренция, как ответы на вызовы, как желание "утереть нос" конкурентам. Деньги в этой системе становятся лишь маркерами успешности игры и новыми инструментами-инвестициями в новые бизнесы, способами движения на новые "игровые бизнес-площадки". Чтобы с весёлым игровым озорством "утереть нос" на новых территориях ещё кому-то.

Формальные оценки ("двойки и пятёрки") как искусственные внешние квазистимулы становятся ненужными. По совокупности всех проектно-игровых действий ребёнка, его побед и поражений в творческих соревнованиях формируется его уникальный "проектный портфель" на электронном флешносителе.

Потенциальный работодатель или партнёр видит все твои лучшие проекты и "философские идеи", стихи и песни, чертежи, макеты изделий, живописные картины и собственные видео-клипы, спортивные навыки и другие способности в виде лаконичных, обобщённых КАЧЕСТВЕННЫХ, наглядных материалов-анонсов. А не "тупой диплом" с рядами цифр от 3-х до 5-ти.

Все эти образовательные и профессионально-трудовые тенденции так или иначе уже активно осознаются и формируются в разных странах, уже сейчас становятся актуальным трендом и новой реальностью. Почему бы не попытаться мирно и доброжелательно, рискованно и весело, со здоровой и правильной амбициозностью стать "флагманом" в этой области.
 




11. Cетевой парламентаризм как новый вид принятия квалифицированных и всесторонне взвешенных решений.
Новые практики сетевой демократии как попытка уйти от маргинальности "прямой демократии" и от манипуляторских техник офф-лайновой "представительской демократии". 



12. "Неодиалектика" как относительно инновационный "парадоксальный" метод решения "неразрешимых" социально-психологических проблем (трансформация лени в увлечённую работоголию, алкоголизма в трезвенничество, эгоизма в альтруизм, равнодушия в активизм и т.д.)



13. Дополнения к пункту 10 - Творческая Самодеятельность как единство игры, учения и труда


Сергей Рубинштейн - наш питерский психолог и философ ещё в советские времена разработал очень ёмкое и очень важное понятие "творческая самодеятельность". Конечно, не надо улыбаться - "самодеятельность" в философии и психологии понимается не как танцы и чтение стихов ("художественная самодеятельность"), и не маргинальное озорство ("развели, панимаш, тут самодеятельность") - а как обозначение саморазвивающейся, самодвижущейся активности, которая постоянно порождает внутри себя внутреннюю мотивацию - всё новую и новую. Ей не нужны внешние тычки и угрозы - она развивается по своей внутренней логике, как растекается вода по поверхности.

Каждый из нас многократно переживал на личном опыте эту специфически человеческую способность к "творческой самодеятельности". Детская игра - это ярчайший пример такой самомотивированной деятельности с постоянно обновляющейся мотивацией. Ребёнок начинает с одного замысла, а в процессе игры со сверстниками - настолько "развивает и обогащает" тему новыми идеями и новыми сюжетными поворотами, что от исходного замысла остаётся только "точка старта". Которая совсем не похожа на то, что произошло потом - на ситуативное творческое развитие темы.

Аналогично каждый из нас переживал и исследовательскую учебную самодеятельность - случайно начал интересоваться какой-то клеткой луковицы под микроскопом, потом по цепочке увлёкся и перешёл к чтению книг по строению ДНК - в результате стал каким-нибудь биохимиком после школы.

Аналогично и полноценный труд - это такая же "творческая самодеятельность". Задумал, например, Виктор Леонтьев сделать полку из половинки бревна, начал делать - в процессе изготовления пришла ещё масса новых идей. Соорудил и скамейку из того же полубревна. Начал делать печку - попутно придумал как украсить задний фон её коваными изделиями из металла - для придания полной стилистической завершённости, разбавления "толстой" центральной композиции более тонкими боковыми элементами.

Полноценная деятельность игры, учения (исследования) и труда - это всегда саморазвивающаяся, увлечённая, трудная, часто горькая до отчаяния "творческая самодеятельность". Отчаяние и провалы мотивируют не меньше, чем победы: чем больше горечь отчаяния при неудаче - тем ярче восторг победы, когда наконец что-то получилось.

Игра, Учение и Труд, как я уже писал выше, никогда не бывают по отдельности - они всегда в единстве в творческой самодеятельности. Игра "отвечает" за фантазию, за творческость, за образ конечного результата. Учение отвечает за расчёты, за связь с реальностью, за логическую связность, за привязку замысла к научно упрямой реальности. И наконец, Труд отвечает за воплощение замысла в "металле", за его "материализацию".

Творческая самодеятельность обязательно движется по всем этим 3-м проектным этапам - 1. Замысел, образ цели. 2. Изучение материала, проверка научной возможности осуществления цели, Исследование, Расчёты. 3. Поэтапная и методическая реализация замысла - изготовление прототипа, модели, написание картины, книги, создание фильма и т.д.

Беда знаменитой системы обучения В.В.Давыдова в том, что он пытался строить один "кусочек" творческой самодеятельности - он формировал научное исследовательское самодвижущееся мышление у младших школьников, обучая их видеть суть предметов и явлений через обнаружение "системообразующей исходной клеточки".

Система Давыдова, несмотря на свои блестящие находки и прорывы (младших школьников научили разбираться в сложнейших научных вещах, которые не понимали даже студенты старших курсов) - это система без игры, без интуитивного начала, без эйдетики. Она становится чрезмерно логизированной, засушенной, умственной. А разум - это не только интеллект.


Синтез "восточного" и "западного" подхода к человеку в творческой самодеятельности


Концепт жизни человека как непрекращающейся творческой многоплановой само-деятельности вбирает в себя и многие "восточные философские идеи".

Например, популярную буддийскую идею, что ты должен следовать "своему внутреннему свету", идти своей уникальной тропой, даже если весь мир с тобой не соглашается. Чтобы стать умным - нужно самому пройти через все глупости. Разум - это не только логика, но и твой собственный опыт поисков, твоё чувствование, интуиция.

Пусть то, что ты предлагаешь кажется всем чудачеством, но зато ты начал двигаться, ты начал разбираться, тебя захватил процесс. По ходу дела ты исправишь все свои и ошибки, и заблуждения. И оценишь работу других мастеров и искателей. Оценить по достоинству труд художника, математика или музыканта можно лишь в процессе самостоятельных попыток нарисовать картину, вывести формулу или сочинить мелодию.

Ты начинаешь выстраивать свою собственную жизнь как систему разнообразно соподчинённых проектов разной срочности и разных масштабов.

Такая практика - это уже не просто дрессировка в знаниях и умениях. Это с самого начала развитие дерзкой и самобытной проектно-целеустремлённой личности со своим мнением по всем вопросам. И со своими - пусть и смешными и нелепыми далекоидущими планами.

Истинно мыслит тот, кто мыслит по-своему, кто пришёл к истине своим особенным путём, деятельно повторил, воспроизвёл её - "переизобрел велосипед". Чтобы понять какую-то теорему - нужно хотя бы немного её переоткрыть самому.

Творческая самодеятельность, выстраиваемая с помощью других людей (и учителя в том числе) как раз идеально помогает "следовать своему "внутреннему свету", двигаться сообразно своему интуитивно чувствуемому "дару", "таланту", "предназначению". В процессе такой свободно текущей и постоянно самообновляемой деятельности раскрывается (и формируется тоже) твой уникальный "талант".

Методом "творческой самодеятельности" действовали все гении на Земле - от Иисуса и Сократа до Пушкина и Эйнштейна. Они именно поэтому и стали гениями, что следовали своей самоувлекательной логике, свету собственной фантазии, размышления и деятельного эксперимента. Они - самые обычные люди - безо всяких каких-либо сверхнеобычных или паранормальных природных данных. Ничего заранее никакой природой в них заложено не было. Было бы смешно утверждать, что у Иисуса в мозгу от рождения были запрограммированны придуманные им 10 заповедей.

Эти люди-гении и таланты просто позволили себе смелость "плыть" и наслаждаться собственной уникальной траекторией "творческой самодеятельности". Доверились её потоку и самодвижению. И их вынесло - туда, куда вынесло.

Люди, которые всегда следуют только "инструкциям" других и не слушают свой внутренний голос, не отдаются потоку и увлечению - ни в одной области и никогда ни гениями и ни талантами не становятся.

Ещё раз подчеркну - талант и гений лишь на 10% раскрывается (какие-то особенности организма) в "творческой самодеятельности", а на 90% этот гений и талант в ней формируется. Ни среда, ни общество, ни школа, ни родители, ни природа не в силах породить или создать талант и гений. Это может сделать только собственная практическая "творческая самодеятельность" человека, которому вдруг совершенно случайно стало интересно двигаться в ней и развиваться вместе с ней.

Это подтвердит и наш Николай Розов, когда вернётся из отпуска (он что-то совсем пропал куда-то). Рэндал Коллинз (книгу которого Николай перевёл) считал, что Платон или Гегель лишь случайно стали олицетворением того или иного философского подхода. Все эти идеи во времена Платона или Гегеля "витали в воздухе", обсуждались в своих "сетевых кружках". Но время и История запечатлили для нас именно этих выразителей "витавших идей", совершенно случайно выбрав их из множества других.

Гений - проявление случайности и везения, когда ты смог отразить и выразить в чём-то назревшую потребность. Множество Пушкиных и Эйнштейнов так и "остались за кадром", не сумев полностью проявить себя, остановившись на полпути, а мы знаем только этих конкретных персонажей (Александра и Альберта) с конкретной внешностью и привычками. Хотя по природным данным они отнюдь не были самыми лучшими и блестящими. Их "вывела в люди" случайная и непредсказуемая траектория их упоённой и настойчивой "творческой само-деятельности".


Можно ли сознательно "штамповать" таланты?


Сказанное выше вовсе не означает, что мы сможем сознательно и планомерно создавать гениев и талантов - кривая "творческой самореализации" всегда непредсказуема и неожиданна.

Но вот создать бОльшую степень вероятности их случайного появления на территории новой Центральной России и Конфедерации - через новые методики поддержки "творческой самодеятельности" каждого жителя, какой бы наивной и нелепой она ни казалась поначалу - это возможно.

И создавая необходимые жизненные условия для постоянной творческой самореализации каждого желающего, как например это делают такие страны, как США или Южная Корея.

Чем интенсивнее и настойчивее твои творческо-самодеятельные блуждания и поиски - тем больше вероятностей, что ты случайно-закономерно обнаружишь и сконструируешь какую-то свою "фишку", какой-то свой индивидуальный концепт, который выразит что-то наболевшее и назревшее в обществе.

Так Пушкин создал свой "пушкинский слог", манеру стихосложения, Чайковский обнаружил свой уникальный мелодический концепт и "стиль", Зворыкин обнаружил свой технический "концепт" телевизионного устройства. Главное здесь - идти не от "расчёта" и желания прославиться любым способом, а "от души", от интуитивности, от "внутреннего света", от того, что тебе приятно, приносит массу удовольствия и захватывает.

Большой разницы в этом движении творческой самодеятельности между "физиками" и "лириками", между "технарями" и "гуманитариями" здесь нет. "Если бы малому ребёнку или необразованной женщине, - писал Лео Толстой, - открылось бы то содержание, которое открылось мне - то и они смогли бы вылущить, снять покровы с этого - как это делаю я".

Главное - обнаружить это содержание, увлечься им, прояснять его, "вылущивать", снимать с него всё новые и новые покровы на протяжении многих лет - и возможный успех тебе в качестве яркой творческой личности-индивидуальности обеспечен. Но не гарантирован.

Большинство же людей просто "не заморачивается" такими глупостями и "наивными" бесполезными поисками - поэтому и умирает серостями и бездарностями, так и не найдя своё счастье, свою личностную фишку, свой талант и своё "предназначение".

И вовсе не обязательно обнаруживать и конструировать свой "дар", талант и гений только в сфере науки или искусства - это может быть всё, что угодно. От общения с людьми, вышивания рушников, приготовления пищи - до гениального творчества в виде креативного и увлечённого дворника.


14. Новый концепт Семьи и "семейного кодекса"

Америка и Западная Европа сейчас - это "гегемоны мира". И в экономическом, финансовом, технологическом, административном, военном и в идейно-интеллектуальном, ценностном, социогуманитарном плане. Наша разлагающаяся армейская Империя просто букашка и моська в сравнении с коллективным Западом, как правильно сказал недавно друг Путина Сергей Иванов.

Но всё это превосходство, как правильно настаивает на этом Сергей Дацюк, порождается прежде всего лидерством в Мышлении, лидерством в разворачивании новых социально-культурных "архетипов", моделей поведения и деятельности. Сначала стань лидером в Мышлении, в порождении новых смысловых ориентировок, ценностей-мотиваций - и ты станешь и технологическим, и финансовым лидером.

Мы со своим квасным православием, военно-имперским самодержавием и маргинальной "народностью" запуганного и искалеченного "большинства" просто убоги. Если не сказать - отвратительны и смешны.

Поэтому задача новой пост-России (маленькой Центральной России и Черноморско-Тихоокеанской Конфедерации) не в том, чтобы бить морду отличнику, как это пытается делать сейчас коллективный затравленный двоечник Путин, а в том, чтобы самому стать как можно быстрее отличником. Или хорошистом на первое время. Все отличники и хорошисты дружелюбно соревнуются друг с другом - в то время как двоечники и троечники выясняют, кто из них круче с помощью кулаков и крови.
 

Одна из таких областей, в которой новая Конфедерация могла бы в хорошем смысле удивить мир и принести ему большую пользу - это новый "Семейный Кодекс", новый идейный концепт Семьи, новое переосмысление роли Семьи в жизни человека.

Я набросаю эскизно здесь, что мы могли бы предложить миру в этой интимной области любви и дружбы. С точки зрения проектности человека и примата проектно-ценностной мотивации в его побуждениях.

Институт Семьи сейчас испытывает кризис во всём мире - в том числе и на благополучном Западном. Наметим кратко основные типы семьи, которые мы наблюдали за эти 200 лет модернизации планеты.

Феодальный тип семьи, когда женщина используется как машина для рожания (=производства) "активов и ресурсов" мы видим в архаичной крестьянской российской семье, о которой мы ушли не так уж давно. Ещё живы свидетели и адепты этого типа Семьи - наши бабушки и дедушки из деревень.

В этой крестьянской интерпретации Семьи - женщина это просто инструмент для коллективного физического выживания. Она рассматривается как "работник по хозяйству" (уход за скотиной, уборка, кормление ит.д.), а дети как своеобразная "пенсия" стареющих родителей, их "активы" на беспомощную страсть.

Причём такое животно-хозяйственное использование женщины как рожающей самки характерно не только для низов, но и для элиты феодального общества - для производства будущих наследников (престола, имения, имущества и т.д.)

В "буржуазном", промышленном типе Семьи акценты смещаются - теперь женщина нужна уже не для выживания и не увеличения поголовья детского домашнего рабочего скота как в крестьянско-феодальной семье. Она становится сексуальной домашней игрушкой за деньги. Её деторожденческая роль уходит на второй план, а на первое место выходит её способность быть мини-фабрикой сексуальных развлечений. Модернисткий союз мужчины и женщины - это секс в обмен на деньги и комфорт, своеобразная разновидность арендной "долговременной" проституции.
 


В нынешней России сложился причудливый симбиоз из этих остатков крестьянско-колхозной и секс-индустриальной концепции Семьи. Если крестьянский тип семьи (который пытается поднять на щит убогая путинская псевдо-элита) уже почти разрушен во всем мире, то модернистский тип семьи, где основным товаром выступает секс переживает сейчас бурный кризис - в том числе и на "загнивающем" Западе.

Надо также исследовать и "феодальный" по происхождению - "рыцарский", "возвышенный" тип семейных образцов, который архитепически очень живуч и в Западном, и в российском социуме. Правда, этот древний "рыцарско-принцессовский архетип", воспетый многими художниками и поэтами, постоянно трагически рассыпается в условиях модернисткой семейной секс-индустрии и секс-денежно-хозяйственной стратегии.

Пост-Россия могла бы предложить миру концепт "проектной" увлечённой Семьи, когда и деторождение, и ведение хозяйства, и деньги, и секс уходят на второй план и перестают быть основным "цементом" для скрепления уз. И перестают быть "гирями на ногах". Они не исключаются, не подавляются, а включаются и расцветают, как второстепенные звенья в новой иерархии приоритетов.

На первый план выходит творческая проектная самореализация и мужчины и женщины - два избыточных человека с массой проектов и идей просто оказывают временную помощь друг другу, создают временную "проектную команду" - в той мере, в какой это помогает реализации их индивидуальных замыслов и движению их уникальных биографических "самодеятельностных траекторий".
 

Они не цепляются мёртвой хваткой, не впиваются в друг в друга на "всю жизнь", а являются временными партнёрами - до тех пор, пока им интересно и увлекательно друг с другом. До тех пор, пока их уникальный семейный проект живёт, светится и играет новыми красками и новыми горизонтами-замыслами. Пока это помогает их взаимному самораскрытию и реализации своего "дара-таланта" каждого.

Если им интересно быть вместе всю жизнь - да пожалуйста. Но более предпочтительным и естественным для многих нормальных людей будет движение и создание нескольких семей на протяжении жизни - каждый проект когда-то естественно рождается и так же естественно угасает. Нельзя всю жизнь ходить по одной и той же тропинке - однажды это просто надоедает.

Такую "проектную" гражданскую семью не нужно регистрировать в ЗАГСе - достаточно только регистрации уникальных "брачных контрактов" по выходу из "проекта" (делёж имущества, содержание и контакты с детьми и др.)

Нужно обязательно легализовать и все нетрадиционные виды Семьи и Секса. Пусть будут в пост-России и гомосексуальные, и полигиничные семейный союзы по типу "гарема". Кто-то из женщин предпочтёт жить с несколькими "мужьями" - на здоровье! Кому-то из дам, например, требуется сразу трое партнёров, чтобы почувствовать себя полностью отдохнувшей от погружения в целительное блаженство. Какой-нибудь самодостаточной автосексуалке-"старой деве" с приёмными детьми вообще никто не нужен - такой у неё организм и так сложилась её психологическая и физиологическая индивидуальность. Всё, что полезно для организма, здоровья и хорошего самочувствия пусть будет - и первая, и вторая дама имеют полное право на особенности своей семейной жизни.

Пронырливые же морализаторы и веруны, которое посмеют как-то оскорбительно публично отозваться или о первой, или о второй даме - должны мгновенно попадать под судебное разбирательство со стороны местной космополитичной "общины человечества". За преступления вмешательства в чужую личную жизнь.
 


Ещё раз повторюсь, что в зажатом, забитом, эротически подавленном и зацикленном на сексе социуме не происходит никаких ни экономических, ни интеллектуально-творческих чудес и прорывов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий